17 Мая 2018

Исследование Alytics: в майские праздники российский бизнес теряет почти 30% заказов

Сервис сквозной аналитики Alytics провел исследование изменения продаж в майские праздники. Цель исследования: понять, как влияют майские праздники на динамику заказов.
В современном мире основой маркетинга и рекламы является аналитика эффективности рекламы. Сервис сквозной аналитики Alytics позволяет детально понять, сколько на рекламу компании тратят и сколько благодаря рекламе зарабатывают, на основе данных о продажах из CRM.


Выборка исследований и методика

  • Более 1200 бизнесов. Отрасли разные, размеры бизнесов также разные.
  • Более 48 млн посещений.

Исследовались только заказы, поступающие через сайт, вне зависимости от каналов привлечения трафика. Заказами считаются: оформленные в онлайне через заявки, корзины, чаты, callback-сервисы и заявки по телефону. Не случайно в качестве метрики выбрали именно заказы, а не выполненные продажи, так как этот показатель наглядно демонстрирует динамику покупательской активности.

В качестве сравниваемых периодов были взяты две типичные недели апреля и две праздничные недели мая, в которые попадают как первые майские, так и вторые:

  • Типичные недели апреля: с 9 по 22 апреля.
  • Праздничные недели мая: с 30 апреля по 13 мая.

Из выборки были удалены компании с экстремальными показателями, которые могли повлиять на чистоту полученных результатов.


Основные результаты для тех, кто не готов изучать весь материал целиком

  1. Среднее падение заказов за майские праздники составляет: -28,5%.
  2. Около 42% бизнесов из-за майских праздников теряют более 30% заказов.
  3. Только 10,7% бизнесов ощущают рост заказов в майские праздники.


Динамика посещений — в майские праздники посещения падают на -18,3%

В первую очередь мы сравнили, как меняется посещаемость сайтов. Выяснили, что среднее падение составляет порядка -18,3%. При этом в неделю с первыми майскими праздникам посещаемость падает сильнее и составляет порядка -20,6%.

2.png


Динамика заказов — в майские праздники российский бизнес теряет 28,5% заказов

Динамика заказов оказалась еще более удручающей, чем динамика посещений. Оказалось, что в майские праздники в среднем по выборке количество заказов падает на -28,5%. При этом в неделю с первыми майскими заказы снижаются сильнее, на -36,5%.

1.png

Мы решили проверить динамику заказов в разрезе: крупный и средний или мелкий бизнес.

Критерий разделения:

  • Крупный бизнес — от 1000 заказов в неделю через сайт.
  • Средний или мелкий бизнес — до 1000 заказов в неделю через сайт.

Оказалось, что от размера бизнеса динамика падения заказов почти не зависит. В средних и мелких бизнесах заказы падают сильнее: -30,1%. В крупных бизнесах падение тоже существенное: -28,5%.

3.jpg


Не все падают. Только 10,7% бизнесов в майские праздники ощущают рост заказов

Мы решили выяснить, какая доля бизнесов падает, какая растет. А также на какую долю компаний майские праздники не оказывают влияние. Выяснилось, что:

  • у 60,2% компаний заказы падают (критерий падения: -10% и более);
  • у 29,1% компаний заказы не изменяются (критерий: динамика в пределах от -10% до +10%);
  • у 10,7% компаний заказы растут (критерий роста: +10% и более).
4.png


Насколько сильное падение? Около 42% компаний ощущают падение заказов более чем на -30%

Мы решили уточнить, каково распределение падения по степени снижения заказов. И аналогично по выборке с ростом.

Падение заказов распределилось следующим образом:

  • у 6,7% компаний заказы упали на 10-20%;
  • у 11% компаний заказы упали на 20-30%;
  • у 42,5% компаний заказы упали более чем на 30%.

Рост заказов распределился следующим образом:

  • у 2,4% компаний заказы выросли на 10-20%;
  • у 2,1% компаний заказы выросли на 20-30%;
  • у 6,2% компаний заказы выросли более чем на 30%.
5.png


Динамика по основным отраслям: падение ощущают многие отрасли

Безусловно, нам стало интересно узнать, какова динамика по отраслям. Ниже мы приводим те отрасли, для которых наша выборка позволяет сделать статистически значимые выводы.

Жестко упали категории:

  • Финансы.
  • Авто.
  • Мебель.
  • Fashion.
  • Электроника.
  • Путешествия.
  • b2b-товары и b2b-услуги.
  • Медицина.
  • Хобби.
  • Инженерные системы.
  • Товары для дома.
  • Автозапчасти и авторемонт.
  • Образование.

Выросли категории: нет ярко выраженных отраслей с ростом.

Разнонаправленная динамика в категориях (часть компаний в нише выросли, часть упали):

  • Стройка, DIY, Дача: 70% компаний в минусе, 30% компаний в плюс.
  • Недвижимость: 65% компаний в минусе, 24% компаний в плюсе, 11% компаний без изменений.

Гипотеза: возможно, в первые недели после майских бизнесы отыграют потери заказов

Подводя итоги исследования, мы предположили, что майское падение в праздники будет компенсировано аномально высоким уровнем заказов в последующую неделю после майских.

Эту гипотезу мы решили проверить на данных 2017 года. Ниже приведен график, который наглядно демонстрирует, что в прошлом году компенсации не было — количество заказов осталось на уровне базовых недель апреля.

6.png


Выводы

  • Майские праздники негативно влияют на динамику заказов в онлайне. Большинство бизнесов теряют деньги.

  • Большая часть, а именно — около 42% бизнесов ощущают существенное снижение покупательской активности через интернет в период майских праздников. Такие компании испытывают снижение заказов более чем на 30%.

  • Лишь небольшой доле компаний (около 10%) удается в майские праздники повысить количество заказов в онлайне.

  • Последующие недели после майских праздников не компенсируют падение заказов.